ПРОЕКТ "ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ"

  • ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯо проекте "Зеленые школы"
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯучаствующие в проекте "Зеленые школы"
  • ПЛАН РАБОТЫна I полугодие 2019 года
  • РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТРИнформация о региональном ресурсном вспомогательном центре
  • НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫпроекта "Зеленые школы"
  • БИОРАЗНООБРАЗИЕОтчеты о реализации проекта
  • ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕОтчеты о реализации проекта
  • ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕОтчеты о реализации проекта
  • ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИОтчеты о реализации проекта
  • ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯОтчеты об экологических инициативах

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

о проекте «Зеленые школы»



В Республике Беларусь стартовал международной проект «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне» финансируемый Европейским Союзом и реализуется Программой развития ООН в Беларуси в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в 2018-2022 гг. (Веб-сайт «Сеть зеленых школ в Беларуси»).

Приоритетами проекта являются создание и поддержка мониторинговых клубов и общественных координационных экологических советов в областях Беларуси, развитие сети «зеленых школ».

Проект «Зеленые школы» - комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышения уровня экологической направленности образования, информированности молодежи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта «Зеленые школы» - создание сети «зеленых школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.

Основные задачи проекта «Зеленые школы»:

  • Формирование высокой экологической культуры учащихся, повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды;

  • Повышение уровня экологического образования учащихся;

  • Формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков;

  • Внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;

  • Информирование учащихся, педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних учащихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг;

  • Интеграция учреждений общего среднего образования в международную сеть «Зеленых школ»;

  • Развитие сотрудничества между учреждениями образования, между учреждениями образования и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования и местным населением.
  • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННЫХ В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ЗА КООРДИНАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ» И РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И УЛУЧШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ», ФИНАНСИРУЕМЫЙ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И РЕАЛИЗУЕМЫЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ООН В БЕЛАРУСИ В ПАРТНЕРСТВЕ С МИНИСТЕРСТВОМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ («ЭКОМОНИТОРИНГ»).


    • ШЕПЕЛЕВИЧ ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА
    • Заведующий отделом экологического воспитания
    • ГУДО "Областной центр творчества" г. Могилева
    • +375 (29) 134-67-44
    • ecocentr73@mail.ru
    • НИКИФОРОВА ДИАНА АЛЕКСАНДРОВНА
    • Заведующий сектором отдела экологического воспитания
    • ГУДО "Областной центр творчества" г. Могилева
    • +375 (44) 590-84-50
    • ecocentr73@mail.ru

    МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ - УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА «ЗЕЛЁНЫЕ ШКОЛЫ»


    • ГУДО «ОЦТ» отдел экологического воспитания (региональный вспомогательный ресурсный центр для «Зеленых школ»)
    • 212017, г. Могилев, ул. Альховская, 2б
    • Шепелевич Людмила Леонидовна, заведующий отделом экологического воспитания
    • (029) 1346744, (0222) 741392
    • Никифорова Диана Александровна, заведующая сектором отдела экологического воспитания
    • (044) 5908450, (0222) 741392
    • ecocentr73@mail.ru
    • ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи» (клуб экологического мониторинга)
    • Могилевская обл., г. Осиповичи, ул. Горького, 4А
    • Зайцева Светлана Владимировна, учитель химии, научный руководитель ЭМОО «Ради жизни на Земле»
    • (029) 6334058
    • Маруденко Марина Александровна, учитель географии
    • (025) 5077854
    • sv_zaitceva@mail.ru
    • svzaitceva2014@gmail.com
    • ГУО «Курмановский педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
    • Могилёвская область, Мстиславский район, д. Раздел, Школьная, 1
    • Авраменко Янина Николаевна, учитель биологии
    • (029) 6329442
    • kurmanovo.shkola@tut.by
    • ГУО «Средняя школа № 28 г.Могилева»
    • 212012, г. Могилев, ул. Вишневецкого, 12
    • Довгяло Лариса Алексеевна, зам. директора по ВР
    • (029) 6964235
    • sosh_28@bk.ru
    • ГУО «Средняя школа № 41 г.Могилёва»
    • 212038, г. Могилёв, ул. Фатина, 12
    • Александрович Анастасия Васильевна, учитель биологии
    • (029) 7462505
    • mogilev_school41@tut.by
    • ГУО «Лобановский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа»
    • 213543, Могилевская область, Чериковский район, а.г. Лобановка
    • Батвинкова Елена Николаевна, зам. директора по основной работе
    • (044) 7567783
    • upklob@tut.by
    • ГУО «Средняя школа № 27 г.Могилева»
    • 212026, г. Могилев, ул. Якубовского, 15
    • Катрич Марина Вадимовна, зам. директора по УР
    • (033) 6260058, (044) 7211187
    • mogilev_shool_27@mail.ru
    • ГУО «Рубежский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
    • 213193, Могилевская область, Круглянский район, д. Рубеж, ул. Парковая, д.28
    • Старовойтова Ольга Николаевна, учитель химии
    • (029) 2483360
    • Krugloe-Pybesh@tut.by
    • ГУО «Средняя школа №2 г.п. Круглое»
    • Могилевская область, г.п. Круглое, ул. Пролетарская, д. 32
    • Ценкер Светлана Валерьевна, учитель биологии
    • (029) 5562263
    • Krugloe-SSH2@tut.by
    • ГУО "Говядская СШ Шкловского района"
    • 213024, Могилевская область, Шкловский район, агр. Говяды, ул. Школьная, 69
    • Ковалевский Альберт Викторович, зам. директора по УВР
    • (029) 3275564
    • goviady@tut.by
    • ГУО «Комсеничский УПК детский сад-средняя школа»
    • 213184, Могилёвская обл., Круглянский район, аг. Комсеничи, пер.Школьный, 1
    • Учаева Лилия Михайловна, директор
    • (033) 6265284
    • Krugloe-Komsenichi@tut.by
    • ГУО « Средняя школа № 45 г.Могилева»
    • 212025 г. Могилев, ул. Аркадия Кулешова, 20
    • Капралова Екатерина Александровна, учитель биологии
    • (029) 7461060
    • sosh_45@tut.by
    • ГУО «Молятичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»
    • 213490, Могилёвская обл., Кричевский р-н, аг. Молятичи, пер. Школьный, д.3
    • Кузьмина Любовь Александровна
    • (029) 5446516, (02241) 24207
    • mol@krichev.edu.by
    • ГУО «Каменский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
    • 213217, Могилевская обл., Чаусский р-н, аг.Каменка, ул.Центральная, д.1
    • Терещенко Наталья Валерьевна
    • (029) 1379598
    • kamsch@tutr.by
    • ГУО «Бельский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа»
    • 213974 Могилевская область, Дрибинский район д.Белая ул.Ф.Скорины, 30
    • Белова Светлана Дмитриевна, учитель биологии географии, обслуживающего труда, информатики
    • (025) 7829913
    • belskaya.dribin@tut.by
    • ГУО «Средняя школа №2 г. Кировска имени К.П.Орловского»
    • 213931, Могилевская область, г. Кировск, ул. Кирова, д. 52
    • Коронкевич Елена Михайловна
    • (044) 7332906, (02237) 79190
    • gim-kir@tut.by
    • ГУО «Средняя школа №1 г. Кировска»
    • 213931, Могилевская область, г.Кировск, ул.Терешковой, 19
    • Царенок Лилия Геннадьевна
    • (029) 3309688
    • Kirovsk.sch1@tut.by
    • ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
    • 212029 г.Могилев ул. Габровская ,16
    • Летковская Наталья Александровна, учитель биологии и химии
    • (044) 7184535
    • mogilev_school34@tut.by
    • ГУО «Средняя школа №2 г.Чаусы»
    • 213206, Могилевская область, г.Чаусы, ул.Болдина, 22
    • Малолова Екатерина Геннадьевна
    • (02242) 76954
    • schule02@yandex.by
    • ГУО «Учебно-педагогический комплекс Звенчатский детский сад-средняя школа Климовичского района»
    • 213613, Могилевская область, Климовичский район, аг. Звенчатка, ул. Московская, 1
    • Шалыгина Снежана Игоревна
    • (029) 5493055
    • zvenchat@mail.mogilev.by
    • ГУО «Кручанский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
    • 213197, Могилёвская область, Круглянский район д. Круча, ул. Школьная 2
    • Хамицкая Наталья Евгеньевна, учитель химии и биологии
    • (033) 6946115
    • krugloe-krucha@tut.by
    • ГУО "Горбовичский учебно - педагогический комплекс детский сад - средняя школа"
    • Чаусский район, аг. Горбовичи, ул. Школьная, д. 11
    • Салковская Анна Александровна
    • (029) 1619962, (02242) 74773
    • gorbo110@tut.by
    • ГУО «Ботвиновский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
    • 213520, Могилёвская область, Кричевский район, агрогородок Ботвиновка, улица Центральная, дом 9
    • Зыль Ирина Вячеславовна, зам. директора по УВР
    • (029) 8427678
    • bot@krichev.edu.by
    • ГУО «Средняя школа №37 г. Могилёва»
    • г. Могилёв, б-р Непокорённых, 70
    • Щипец Алеся Игоревна, учитель географии
    • (029) 5480016
    • Поборцева Виктория Ивановна, учитель химии
    • (029) 5405293
    • mogilev_school_37@tut.by
    • ГУО «Бельский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа»
    • 213514 Могилёвская обл., Кричевский р-н д. Бель ул. Школьная д.11
    • Ермоленко Ольга Егоровна, учитель химии и биологии
    • (029) 7454044
    • bel@krichev.edu.by
    • ГУО «Средняя школа №22 г. Могилёва»
    • 212001,г.Могилев, ул.Вокзальная,д.26
    • Соболевская Людмила Владимировна, зам. директора по учебной работе
    • (044) 7933624, (0222) 658807
    • sosh_22@tut.by
    • ГУО «Средняя школа № 2 г. Бобруйска»
    • 213809, Могилевская область, г. Бобруйск, ул. Социалистическая, 124
    • Борисенко Елена Александровна, зам. директора по ВР
    • (029) 3409709
    • bobrshool2@tut.by
    • ГУО «Глушанский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Бобруйского района»
    • 213844, Могилевская область, Бобруйский район, п.Глуша, ул.А.Адамовича, 16
    • Балахонова Инна Ивановна
    • (029) 3810060
    • glusha@bobruisk.edu.by
    • ГУО «Ясли-сад №84 г.Могилева»
    • 212029, г.Могилев, проспект Шмидта д.66
    • Когтенева Марина Анатольевна, зам. заведующего по основной деятельности
    • (029) 1828563, (0222) 484597
    • yaslisad84@yandex.by
    • Государственное учреждение образования «Мышковичская средняя школа»
    • 213944, Могилевская обл., Кировский р-н, агр.Мышковичи, пер.Школьный, д.1а
    • Шашко Галина Петровна
    • (029) 6841298
    • myshkovichi.kirovsk@tut.by
    • Государственное учреждение образования «Маслаковская средняя школа Горецкого района»
    • 213401, ул. Садовая, д.8 аг.Маслаки, Горецкий район, Могилёвская область
    • Семченкова Татьяна Владимировна
    • (033) 6297800
    • skl.maslaki@tut.by

    ПЛАН РАБОТЫ ЦЕНТРА

    ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ" НА I ПОЛУГОДИЕ 2019 года


      РАЗДЕЛ 1 : БИОРАЗНООБРАЗИЕ


    • Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
      • Сроки выполнения:
      • Май 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений.
        2. Изготовить карту-схему территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
        3. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории отдела экологического воспитания.
        4. Обозначить местонахождения 10 видов травянистых растений на картосхеме.
        5. Подготовить и разместить рядом с картосхемой изображения каждого вида травянистых растений.
        6. Поместить фотографии и отчет о выполнении задания на сайте ГУДО «ОЦТ».
        6. Поместить информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений в он-лайн базе данных florafauna.by
        7. Указать дату выполнения задания и участников.
        8. Обновлять информацию ежегодно.
    • Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
      • Сроки выполнения:
      • Май 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Произвести количественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на 4-х площадках на территории отдела экологического воспитания.
        2. Произвести качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на 4-х площадках на территории отдела экологического воспитания.
        3. Поместить фотографии и отчет о результатах изучения разнообразия травянистых растений, произрастающих в различных условиях на территории отдела экологического воспитания на сайте ГУДО «ОЦТ».
    • Изучить видовое разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
      • Сроки выполнения:
      • Май 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Изучить видовое разнообразие аборигенных деревьев и кустарников на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
        2. Изучить видовое разнообразие интродуцированных деревьев и кустарников на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
        3. Обозначить на картосхеме местонахождения 10 видов аборигенных деревьев и кустарников на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
        4. Обозначить на картосхеме местонахождения 10 видов интродуцированных деревьев и кустарников на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
        5. Подготовить карточки с изображениями видового разнообразия аборигенных деревьев и кустарников.
        6 . Подготовить карточки с изображениями видового разнообразия интродуцированных деревьев и кустарников.
        7. Поместить фотографии и отчет о выполнении задания на сайте ГУДО «ОЦТ».
        8. Поместить информацию о видовом разнообразии аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания в он-лайн базе данных florafauna.by
        9. Указать дату выполнения задания и участников.
        10. Обновлять информацию ежегодно.
    • Изучить видовое разнообразие птиц на учебно-опытном участке и на территории природного окружения отдела экологического воспитания.
      • Сроки выполнения:
      • Январь - Апрель 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Обучить правилам работы с определителями птиц.
        2. Определить точки на местности для наблюдения за птицами.
        3. Провести наблюдение за птицами, составить их список, используя определители.
        4. Сфотографировать птиц в местах наблюдений.
        5. Обозначить места наблюдения птиц на картосхеме территории.
        6. Подготовить карточки с изображениями видового разнообразия птиц на учебно-опытном участке и на территории природного окружения отдела экологического воспитания.
        7. Поместить фотографии и отчет о выполнении задания на сайте ГУДО «ОЦТ».
        8. Поместить информацию о видовое разнообразие видовое разнообразие птиц на учебно-опытном участке и на территории природного окружения отдела экологического воспитания в он-лайн базе данных florafauna.by
        9. Указать дату выполнения задания и участников.
        10. Обновлять информацию ежегодно.
    • Изучить видовое разнообразие наземных насекомых на учебно-опытном участке и на территории природного окружения отдела экологического воспитания.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Изучить видовое разнообразие наземных насекомых.
        2. Создать картосхему учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
        3. Найти места обитания наземных насекомых на учебно-опытном участке отдела экологического воспитания (не менее 10 видов).
        4. Обозначить места обитания наземных насекомых на картосхеме учебно-опытного участка отдела экологического воспитания.
        5. Поместить фотографии и отчет о видовом разнообразии наземных насекомых на учебно-опытном участке и на территории природного окружения отдела экологического воспитания на сайте ГУДО «ОЦТ».
        6. Поместить информацию о видовом разнообразии наземных насекомых на учебно-опытном участке и на территории природного окружения отдела экологического воспитания в он-лайн базе данных florafauna.by
        7. Указать дату выполнения задания и участников.
        8. Обновлять информацию ежегодно.
    • Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания или территории природного окружения, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия.
      • Сроки выполнения:
      • Май - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания или территории природного окружения.
        2. Разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания или территории природного окружения.
        3. Согласовать план с администрацией учреждения.
        4. Поместить отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        7.Указать дату выполнения задания и участников.
        8. Представлять ежегодно результаты мониторинга успешности природоохранных действий, анализ новой ситуации.
    • Изготовить и разместить на территории отдела экологического воспитания кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц в зимний период.
      • Сроки выполнения:
      • Январь - Апрель 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Изготовить кормушки для птиц.
        2. Заготовить подкормку для птиц.
        3. Разместить изготовленные кормушки на территории отдела экологического воспитания.
        4. Производить регулярную подкормку птиц.
        5. Осуществлять наблюдение за птицами, прилетающими питаться на кормушки.
        6. Составить перечень прилетающих птиц.
        7. Сделать фотоотчет о прилетающих птицах.
        8. Принять участие в акции «Поможем пернатому другу».
        9. Сделать фотоотчет об участии в акции «Поможем пернатому другу».
        10. Поместить фотографии и отчет о разнообразии птиц, прилетающих на кормушкина сайте ГУДО «ОЦТ».
        11. Поместить информацию, фотографии и отчет о разнообразии птиц в он-лайн базе данных florafauna.by
        12. Указать дату выполнения задания и участников.
        13. Обновлять ежегодно информацию.
    • Создать и разместить на территории учебно-опытного участка и на территории природного окружения отдела экологического воспитания искусственные гнездовья для птиц.
      • Сроки выполнения:
      • Февраль - Апрель 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Изготовить искусственные гнездовья для птиц.
        2. Разместить гнездовья на территории учебно-опытного участка.
        3. Отметить на картосхеме местонахождение гнездовий.
        4. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
        6. Обновлять ежегодно информацию.
    • Создать и разместить на территории учебно-опытного отдела экологического воспитания убежища для беспозвоночных животных.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Определить места размещения убежищ для беспозвоночных животных на территории учебно-опытного отдела экологического воспитания.
        2. Создать убежища для беспозвоночных животных.
        3. Разместить убежища для беспозвоночных животных на выбранной территории.
        4. Отметить места размещения убежищ для беспозвоночных животных на картосхеме.
        5. Сфотографировать убежища для беспозвоночных животных.
        6. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        7.Указать дату выполнения задания и участников.
        8. Обновлять ежегодно информацию.
    • Создать и размесить на территории учебно-опытного отдела экологического воспитания или территории природного окружения отдела экологического воспитания «Клумбу для бабочек».
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Создать проект «Клумба для бабочек».
        2. Подобрать растения для «Клумбы для бабочек».
        3. Подготовить «Клумбу для бабочек» (завоз земли, формирование клумбы, оформление цветника декоративными элементами).
        4. Высадить многолетние и однолетние растения на «Клумбу для бабочек».
        5. Отметить места размещения «Клумбы для бабочек» на картосхеме.
        6. Проводить наблюдение за бабочками.
        7. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        8.Указать дату выполнения задания и участников.
        9. Обновлять ежегодно информацию.
    • Реконструировать и очистить пруд на учебно-опытном участке отдела экологического воспитания, изучить обитающих возле него растений и животных.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Реконструировать и очистить пруд на учебно-опытном участке отдела экологического воспитания.
        2. Облагородить территорию вокруг пруда, создать ландшафтные композиции с включением влаголюбивых прибрежных растений.
        3. Отметить место размещения пруда на картосхеме.
        4. Разместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
        6. Обновлять ежегодно информацию.
    • Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Борбат Ю.М.
      • Содержание задания:
      • 1. Определить место для создания «дикого луга».
        2. Подготовить список видов и количество местных видов деревьев и кустарников для посадки.
        3. Подготовить саженцы местных видов деревьев и кустарников для посадки.
        4. Произвести посадку саженцев на отведенном для «дикого луга» месте.
        5. Разместить «дикий луг» на картосхеме.
        6. Сделать фотоотчет о создании «дикого луга».
        7. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        8.Указать дату выполнения задания и участников.
    • РАЗДЕЛ 2 : ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ


    • Провести изучение потребления электроэнергии в отделе экологического воспитания.
      • Сроки выполнения:
      • Январь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Шведова Т.О.
      • Содержание задания:
      • 1. Определить основные приборы потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы.
        2. Подготовить картосхему зданий отдела экологического воспитания с указанием размещения электроприборов.
        3. Поместить картосхему на стенде.
        4. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
        6. Обновлять ежегодно информацию.
    • Провести изучение расходования тепла в отделе экологического воспитания.
      • Сроки выполнения:
      • Февраль 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Шведова Т.О.
      • Содержание задания:
      • 1. Определить основные приборы потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы.
        2. Подготовить картосхему зданий отдела экологического воспитания с указанием размещения электроприборов.
        3. Поместить картосхему на стенде.
        4. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
        6. Обновлять ежегодно информацию.
    • Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в отделе экологического воспитания и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в отделе на год.
      • Сроки выполнения:
      • Март 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Шведова Т.О.
      • Содержание задания:
      • 1. Проанализировать ситуацию по эффективности использования энергии в отделе экологического воспитания.
        2. Составить план действий по сбережению электроэнергии и тепла в отделе экологического воспитания.
        3. Согласовать план с администрацией учреждения.
        4. Довести план до сведения педагогов дополнительного образования, хозяйственных служб, родителей.
        5. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
        6. Представлять анализ новой ситуации и план дальнейших действий.
    • Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Май 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Шведова Т.О.
      • Содержание задания:
      • 1. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома.
        2. Подготовить образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома.
        3. Разработать памятки по рациональному использованию электроэнергии дома.
        4. Поместить памятки на стенде.
        5. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        6.Указать дату выполнения задания и участников.
        7. Представлять анализ новой ситуации и план дальнейших действий.
    • РАЗДЕЛ 3 : ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ


    • Провести изучение потребления воды в отделе экологического воспитания.
      • Сроки выполнения:
      • Март - Апрель 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Бубнова Ж.А.
      • Содержание задания:
      • 1. Провести изучение потребления воды в отделе экологического воспитания.
        2. Создать схематический план зданий.
        3. Указать на схематическом плане места потребления воды, и места расположения приборов учета воды.
        4. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
        6. Обновлять ежегодно информацию.
    • Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в отделе экологического воспитания и составить план действий по ее сбережению.
      • Сроки выполнения:
      • Март - Апрель 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Бубнова Ж.А.
      • Содержание задания:
      • 1. Провести опрос работников отдела экологического воспитания по вопросу эффективного и экономного использованию воды на рабочем месте.
        2. Провести опрос учащихся объединений по интересам отделе экологического воспитания по вопросу эффективного и экономного использованию воды в учебное время.
        3. По результатам опроса составить план мероприятий по водосбережению на год.
        4. Подготовить информационные листовки с призывом о водосбережении.
        5. В местах потребления воды разместить информационные листовки с призывом о водосбережении.
        6. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
    • Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Май 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Бубнова Ж.А.
      • Содержание задания:
      • 1. Изучить потребление воды дома.
        2. Проанализировать расход воды дома.
        3. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.
        4. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
    • РАЗДЕЛ 4 : ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ


    • Провести изучение состава образующихся в отделе экологического воспитания отходов и проанализировать источники их образования.
      • Сроки выполнения:
      • Март 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Столярова В.Л.
      • Содержание задания:
      • 1. Изучить состава образующихся твердых бытовых отходов в отделе экологического воспитания.
        2. Проанализировать источники образования твердых бытовых отходов в отделе экологического воспитания.
        3. Сделать отчет о проделанной работе.
        4. Поместить отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5. Указать дату выполнения задания и участников.
    • Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в отделе экологического воспитания, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
      • Сроки выполнения:
      • Март - Апрель 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Столярова В.Л.
      • Содержание задания:
      • 1.Составить плана по минимизации объёмов образования отходов, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья в отделе экологического воспитания на год.
        2. Поместить отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        3. Указать дату выполнения задания и участников.
    • Создать на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья, ветки и т.п.)
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Столярова В.Л.
      • Содержание задания:
      • 1. Подобрать место для компостирования органических отходов.
        2. Сделать каркас приспособления для компостирования органических отходов.
        3. Сделать отчет с фотографиями и описанием приспособления для компостирования на сайте ГУДО «ОЦТ».
        4. Указать дату выполнения задания и участников.
    • Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по из раздельному сбору и сдаче.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Столярова В.Л.
      • Содержание задания:
      • 1.Организовать исследования состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях.
        2.Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.
        3. Разместить отчет и памятки на на сайте ГУДО «ОЦТ».
        4. Указать дату выполнения задания и участников.
    • РАЗДЕЛ 5 : ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С МЕСТНЫМ СООБЩЕСТВОМ


    • Проведение обследование состояния окружающей среды на территории учебно-опытного участка отдела экологического воспитания и на прилегающей к нему местности.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Май 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Новодворская М.А.
      • Содержание задания:
      • 1.Обследовать береговую полосу реки Дебри на нитрат-ионы и рН.
        2.Определить кислотность почвы г. Могилева на городских клумбах, частных подворья и учебно-опытном участке отдела экологического воспитания.
        3. Подготовить отчет о проделанной работе.
        4. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        5.Указать дату выполнения задания и участников.
    • Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный материал, созданный учащимися.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Новодворская М.А.
      • Содержание задания:
      • 1. Подготовить листовки об охране окружающей среды.
        2. Подготовить плакат «Это может каждый!».
        3. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        4.Указать дату выполнения задания и участников.
    • Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Новодворская М.А.
      • Содержание задания:
      • 1. Провести акцию «Сделаем город чище!», для жителей г. Могилева.
        2. Акцию осветить в средствах массовой информации.
        3. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        4.Указать дату выполнения задания и участников.
    • Провести практические экологические акции с привлечением местного сообщества и осветить их в СМИ.
      • Сроки выполнения:
      • Апрель - Июнь 2019 года
      • ОТВЕТСТВЕННЫЙ КООРДИНАТОР:
      • Новодворская М.А.
      • Содержание задания:
      • 1. Провести экологическую акцию «Марш парков», с привлечением, родителей, местных жителей.
        2. Акцию осветить в средствах массовой информации.
        3. Поместить фотографии и отчет о проделанной работе на сайте ГУДО «ОЦТ».
        4.Указать дату выполнения задания и участников.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    о региональном вспомогательном ресурсном центре по «Зеленым школам»


    В 2018 году стартовал проект «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемый Европейским союзом и реализуемый Программой развития ООН в Беларуси в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь («Экомониторинг»).

    Проект направлен на эффективное и инклюзивное управление окружающей средой на местном уровне, мониторинг экологических рисков, обмен экологической информацией, в частности, в области качества атмосферного воздуха.

    С 30 августа по 27 сентября 2018 г. среди учреждений образования, в рамках проекта «Экомониторинг» проводился конкурс на получение поддержки по созданию региональных вспомогательных ресурсных центров по «зеленым школам».

    По результатам оценки заявок определены шесть потенциальных победителей – учреждений образования, на базе которых будут созданы региональные вспомогательные ресурсные центры по «зеленым школам» (по одному региональному вспомогательному ресурсному центру в каждой области Республики Беларусь):

  • Брестская область
    Государственное учреждение образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»;
  • Витебская область
    Государственное учреждение дополнительного образования «Витебский областной дворец детей и молодежи»;
  • Гомельская область
    Учреждение образования «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи»;
  • Гродненская область
    Учреждение образования «Новогрудский государственный аграрный колледж»;
  • Минская область
    Государственное учреждение дополнительного образования «Борисовский центр экологии и туризма»;
  • Могилевская область
    Государственное учреждение дополнительного образования «Областной центр творчества» отдел экологического воспитания.
  • Региональный вспомогательный ресурсный центр по «зеленым школам» выступает как подразделение учреждения образования, содействующее развитию экологического образования, продвигающее проект «Зеленые школы» в своих регионах, поддерживающее вовлечение общественности в экологический мониторинг, предоставляющее учреждениям образования, общественным организациям своей области необходимые ресурсы для проведения обучающих семинаров, конференций, выставок, методических консультаций по вопросам экологического образования.

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННЫХ В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ЗА КООРДИНАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ» И РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И УЛУЧШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ», ФИНАНСИРУЕМЫЙ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И РЕАЛИЗУЕМЫЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ООН В БЕЛАРУСИ В ПАРТНЕРСТВЕ С МИНИСТЕРСТВОМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ («ЭКОМОНИТОРИНГ»).


    • ШЕПЕЛЕВИЧ ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА
    • Заведующая отделом экологического воспитания
    • ГУДО "Областной центр творчества" г. Могилева
    • +375 (29) 134-67-44
    • ecocentr73@mail.ru
    • НИКИФОРОВА ДИАНА АЛЕКСАНДРОВНА
    • Заведующая сектором отдела экологического воспитания
    • ГУДО "Областной центр творчества" г. Могилева
    • +375 (44) 590-84-50
    • ecocentr73@mail.ru

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о реализации проекта "Зеленые школы"


    Для ознакомления с положением о реализации проекта "Зеленая школа" воспользуйтесь приведенными ниже ссылками:

    Положение о реализации проекта «Зеленые школы» Веб-сайт «Сеть зеленых школ в Беларуси»

    ПРИКАЗ ОТ 29.12.2018 № 380

    об организации работы по реализации проекта "Зеленые школы"


    На основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 07.12.2018 № И-05-01-21/383 о реализации проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь («Экомониторинг») в целях содействия развитию экологического образования и совершенствования работы по образовательному проекту «Зеленые школы» в рамках деятельности регионального вспомогательного ресурсного центра по «зеленым школам» Могилевской области ПРИКАЗЫВАЮ:

  • 1. Назначить ответственными в Могилевской области за координацию деятельности «зеленых школ» и реализацию мероприятий проекта «Экомониторинг» зав. отделом экологического воспитания Шепелевич Л.Л., зав. сектором отдела экологического воспитания Никифорову Д.А.

  • 2. Назначить руководителем проекта «Зеленые школы» педагога дополнительного образования отдела экологического воспитания Борбат Ю.М.

  • 3.1. Назначить ответственным координатором выполнения заданий проекта «Зеленые школы» по разделу «Биоразнообразие» педагога дополнительного образования отдела экологического воспитания Борбат Ю.М.;

  • 3.2. Назначить ответственным координатором выполнения заданий проекта «Зеленые школы» по разделу «Энергосбережение» педагога дополнительного образования отдела экологического воспитания Шведову Т.О.;

  • 3.3. Назначить ответственным координатором выполнения заданий проекта «Зеленые школы» по разделу «Водосбережение» методиста отдела экологического воспитания Бубнову Ж.А.;

  • 3.4. Назначить ответственным координатором выполнения заданий проекта «Зеленые школы» по разделу «Обращение с отходами» - педагога дополнительного образования отдела экологического воспитания Столярову В.Л.;

  • 3.5. Назначить ответственным координатором выполнения заданий проекта «Зеленые школы» по разделу «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)» Новодворскую М.А.

  • Руководителю проекта «Зеленые школы» и ответственным координаторам осуществлять деятельность по реализации мероприятий на основании Положения о реализации проекта «Зеленые школы».

  • Ответственность за организацию работы по проекту «Экомониторинг» возложить на зав. сектором отдела экологического воспитания Никифорову Д.А.

  • Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на зав. отделом экологического воспитания Шепелевич Л.Л.

  • Директор
    ГУДО "Областной центр творчества"
    С.Б.Иванов
  • АНКЕТА-ЗАЯВКА

    на участие в проекте "Зеленые школы"


    Скачать АНКЕТУ-ЗАЯВКУ

    БИОРАЗНООБРАЗИЕ

    Отчеты о реализации проекта "Зеленые школы"


    Отчет за январь - март 2019 | Фотоальбом

    ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

    Отчеты о реализации проекта "Зеленые школы"


    ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ

    Отчеты о реализации проекта "Зеленые школы"


    ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

    Отчеты о реализации проекта "Зеленые школы"


    ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    Отчеты о реализации проекта "Зеленые школы"